Диалог
Часть 1

Урок 1. Введение

Урок 2. Эриксоновский гипноз и идеодинамические феномены

Можно сказать, что по-настоящему современный гипноз начался с Милтона Эриксона. Этот удивительный человек родился в США, и именно он считается «отцом» практически всех направлений краткосрочной терапии. Его судьба необычна: Милтон страдал дислексией и не разговаривал до 4 лет. И когда сердобольные соседи говорили: «Мамаша, а ребёнок-то не говорит!», мудрая мама отвечала: «Он занят. Он думает. Настанет время — заговорит».

Ещё Эриксон плохо различал цвета. Лучше всего он определял фиолетовый цвет. И если забегать вперед в изучении регрессии, то фиолетовый можно считать цветом его духовного проводника (кстати, скоро мы встретимся и с вашим духовным проводником).

В 17 лет у Милтона случился приступ полиомиелита, следствием которого стал длительный паралич, а в 42 — ещё один приступ, после которого он оказался в инвалидном кресле до конца жизни.

Это важные моменты, но у меня нет цели знакомить вас с полной биографией М. Эриксона. Хочу остановиться на одном эпизоде, который оказал влияние и на нас с вами.

Итак, в 17 лет М. Эриксон был парализован. Иногда он лежал на кровати, а иногда его пересаживали на кресло-качалку. Однажды он оставался в этом кресле-качалке несколько часов и вдруг заметил, что кресло раскачивается. Рядом никого не было, так что кроме него никто не мог воздействовать на кресло. Но ведь и он не мог его раскачивать, потому что был полностью парализован. И всё же кресло двигалось! Тогда он стал представлять себе, что раскачивает кресло снова и снова — и кресло стало раскачиваться всё больше и больше. Так в возрасте 17 лет Эриксон открыл для себя идеомоторные механизмы — это основа эриксоновского самогипноза. Позже он мысленно стал перебирать и воспроизводить ощущения от разных движений: ходьбы, бега, плавания, прыжков. Используя идеомоторные и идеосенсорные механизмы, он в результате восстановил свои двигательные функции в полном объёме. Более того, в одиночку он мог проплыть на каноэ несколько штатов!

Эриксон показал, что самое удивительное в гипнозе — это не воздействие на другого человека, а понимание и уважение его индивидуальности, его способа воспринимать мир. Это не гипноз-воздействие, а гипноз-коммуникация.

Тот опыт оставил отпечаток, впоследствии Эриксон писал: «Гипнотический транс принадлежит только самому субъекту». Именно поэтому самогипноз так эффективен.

Сейчас специалисты говорят уже не о гипнотическом состоянии, а о гипнотическом процессе,т.е. о том, что гипнотический процессне прекращается вообще. Он может выходить на передний план и проявляться активно, либо отходить на задний — тогда мы его не замечаем. Даже при максимальной активности нашего разума всегда есть какая-то бессознательная часть, которая работает.

Читая меня, вы также можете на какое-то время погружаться в транс. И даже когда вы активно что-то обдумываете, и вас словно осеняет — эта долгожданная идея приходит из вашего подсознания.

Основа гипноза — идеодинамические феномены



ИДЕОМОТОРНЫЙ ФЕНОМЕН: ИДЕЯ, ОБРАЗ, ДВИЖЕНИЕ


Есть такой вид гадания — подвесить на нитке кольцо (или другой грузик) и задать вопрос. Если маятник начинает раскачиваться вперёд-назад — это ответ «да». А если он раскачивается влево и вправо — ответ «нет».

Кто же расскачивает маятники? И кто отвечает на вопросы?

Долгое время это считалось действием магической силы, признаком контакта с духами или с высшими силами. А в 1854 году французский исследователь Шеврёй опубликовал работу, которая называлась «О волшебной палочке, вопрошающем маятнике и вертящихся столах»,где объяснил этот феномен. С тех пор магический маятник называется маятником Шеврёя.

Он писал, что в основе лежат так называемые идеомоторные движения. От слов «идея» (рождает образ в голове) и «моторика» (движение в руке). Это и есть идеомоторный феномен. Обращаясь к маятнику, человек получает ответ не от потусторонних сил, а от собственного бессознательного — т.е. от себя и из собственного опыта.

Каждый может поэкспериментировать с идеомоторными феноменами. Возьмите нитку с грузиком двумя пальцами, вытяните руку, расслабьте её и создайте мысленный образ: представьте, что грузик раскачивается в одном из направлений. Сконцентрируйтесь. Получилось? Важно, чтобы нитка была у вас (именно у вас) в руках. Фактически вы спрашиваете ответ у своего тела и таким образом устанавливаете связь. Если в сознании метания, то бессознательное знает, что ответить. Когда получите ответ, останется решить, чем вы будете руководствоваться при выборе.



ИДЕОСЕНСОРНЫЙ ФЕНОМЕН: ИДЕЯ, ОБРАЗ, ОЩУЩЕНИЯ


Есть и другие феномены. Например, вы можете представить и прочувствовать, что берёте в ладонь снег / срываете сосульку и держите её в руке. Рука постепенно охлаждается, замерзает, теряет чувствительность.

Общеизвестный эксперимент с лимоном: если мысленно представить спелый лимон, отрезать от него ломтик и так же в мыслях положить в рот и жевать, то мозг сочтёт это за реальность — выделится слюна. Приходят ощущения за счётмысленного представления.



ИДЕОЭМОТИВНЫЙ ФЕНОМЕН: ИДЕЯ, ОБРАЗ, ЭМОЦИЯ и МЫСЛИ


Если вспомнить или просто вообразить что-то плохое из жизненных событий — обиду, разочарование, неудачу — настроение испортится, т.к. возникает негативная эмоция. Если же вспомнить и представить что-то хорошее — достижения, радость, успех — настроение улучшится, появится позитивная эмоция.

Итак, возникающие у человека образы могут переходить в движение, ощущения, эмоции и мысли. В совокупности всё это — ИДЕОДИНАМИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ, предпосылка и основа гипноза. Именно они помогают в общении с бессознательным.

Может возникнуть возражение: «Я не могу видеть никакие образы в голове или перед глазами. Не могу представить». И тут я скажу важную вещь: ваша психика уникальна. Образы, идеи, мысли и ощущения тоже уникальны. У кого-то это могут быть яркие картинки перед глазами, у кого-то — движения в теле, а у кого-то — эмоции, запахи или даже темнота — это нормально.

Вы уже знаете о феноменах, так что о визуальных образах речи мало — здесь основной акцент на чувствовании. Допустим, я предложу вам представить себя сидящим в узком кресле самолета. Вы можете, например, увидеть себя в этом кресле: оценить обстановку взором, а можете не представлять картинку перед глазами, а фактически телом прожить эти ощущения. Оба варианта будут гипнотическими, их можно использовать для самогипноза и гипноза в равной степени эффективно.

Урок 3. Язык сознательного и язык бессознательного

У всех людей есть часть психики, которая не осознается — то, что называют бессознательным. У сознания и бессознательного разные языки.

Язык сознания — логика, рассуждения, рациональность, стереотипы.
Язык бессознательного — образы и символы. Оно пытается с нами говорить на своём языке во сне, например.

Мы тоже разговариваем с бессознательным на его языке. Те образы, картинки, представления, которые возникают у нас в голове, во многом определяют нашу жизнь. Это можно представить так, что у человека в голове есть автопилот или мощный компьютер. Те образы, которые возникают — это курс для автопилота, программа для внутреннего компьютера.

Если человек всё время думает, какой он несчастный, бедный и больной, автопилот его туда и ведёт. Если же представить себе счастье, успех, удачу, то и курс будет другой.

Итак, образ — это основа регуляций внутренних состояний. Образ стремится к самореализации. Реально в жизни это проявляется через кажущиеся случайности: вернуться домой за секунду до курьера или удачно купить последний комплект одежды вашего размера.

Мы будем использовать эти знания для себя, чтобы идеомоторные механизмы работали на нас. Важным условием для этого является внимание и расслабление: когда держишь маятник, руку необходимо расслабить. И сфокусироваться.

Урок 4. Трансовое состояние

Все описанные ранее механизмы яснее и ярче работают в трансовом состоянии, это промежуточное состояние, которого можно достичь через расслабление и направление внимания внутрь.

Наблюдаем. Сейчас ваше сознание занято тем, что читает текст, погружается в информацию, а часть вас периодически уплывает. В это время ваши глаза моргают, вы дышите и всем телом ощущаете пространство вокруг — этим занимается подсознание. Оно хранит опыт и является неиссякаемым источником дополнительных возможностей, ресурсов, к которому можно обращаться.

Важно понимать, что транс — это не потеря сознания, не утрата контроля. Транс — способ психического функционирования, при котором задействованы и сознательный, и бессознательный уровни. Сам факт транса терапевтичен, потому что в нём возможно психическое переструктурирование, невозможное в обычном состоянии сознания. Поэтому так успешно работают медитации. Даже при входе в транс без цели переструктурирование происходит интуитивно. Ученые выяснили, что глубина транса на терапевтический процесс не влияет.


ЕСТЬ ДВА СПОСОБА ЗАНИМАТЬСЯ САМОГИПНОЗОМ:


Первый заключается в том, что человек входит в транс и выполняет упражнение, т.е. проводит себя через заранее построенную последовательность с использованием слов (самовнушение) или образов (метафора самому себе). Упражнения можно придумать самостоятельно под конкретную задачу или брать из этого курса.

Второй способ заключается в том, что человек ставит цель, входит в транс и дальше ничего не делает, полностью доверившись своему бессознательному.

Звучит просто, да? :)

Разберем схему, практику и тонкости. Бессознательному свойственно всё воспринимать буквально, поэтому самый важный момент — грамотная постановка цели.

Человек определяется в психологии как существо целеполагающее. Цели ставятся на уровне сознания. А бессознательное — это реализующий механизм, который помогает в достижении поставленных целей. Так что цель, поставленная перед сеансом, ориентирует все запущенные бессознательные механизмы на достижение этой цели независимо от использованных техник.

Постановка цели — то, за чем стоит следить. Да и вообще стоит следить за словами, обращёнными к себе. В этот момент вы по сути заключаете настоящий жизненный договор. И важным вопросом здесь является «Что бы я хотел(а) получить от этой работы / этого взаимодействия?»

Возможный вариант: «Я хочу, чтобы меня больше не терзали головные боли, чтобы не было депрессии, чтобы прекратили терроризировать члены моей семьи, чтобы ко мне больше никто не приставал». И необходимо крутить это до того момента, пока вы не сформулируете, чего же вы хотите. Можно сказать, что ваша цель — позитивно сформулированная цель! :)

Бывает так, что человеку трудно даётся формулировка, в этом случае ответьте, что для вас в жизни важно и ценно? Ведь цели берутся из ценностей.

ЦЕЛЬ — КОНКРЕТНАЯ, РЕАЛИСТИЧНАЯ, ПОЗИТИВНО СФОРМУЛИРОВАННАЯ


В начале вход в трансовые состояния можно начинать так: «Я вхожу в транс для того, чтобы…» — и далее формулировка с учётом ранее сказанного.

Поставьте сейчас цель, уделите этому столько времени, сколько потребуется. Как только формулировка вас устроит, переходите к упражнению «Хорошее место», с которого традиционно начинается изучение Эриксоновского гипноза.
Как ваше самочувствие после упражнения? Сейчас мы делаем первые шаги в освоении техники и прочувствовании этого состояния и идём в Диалог.

Находясь в трансовом состоянии любого уровня, вы можете ставить перед подсознательным любые задачи. Например, спросить, как вам лучше провести вечер. Схема проста: отправляетесь в хорошее место и изучаете, как вам лучше провести сегодняшний вечер. В результате такого самогипноза вы можете как минимум более творчески провести вечер.

Зафиксируем структуру:
  • цель
  • внимание на ощущениях в теле
  • внимание внутрь (как будто вы рассматриваете свою внутреннюю темноту)
  • мысль и образ — идёте в хорошее место
  • ставите там кресло
  • отдаётесь потоку или выполняете упражнение

Ну что же, теперь вы знакомы с основными понятиями и важными моментами. И у вас есть инструмент для входа — ХОРОШЕЕ МЕСТО. Упражнение действительно кажется простым, при этом оно очень эффективно. Плюс с его помощью вы научитесь быстро отдыхать, это важно. Тот, кто эффективно отдыхает, скорее преуспеет в вопросах заботы о своей судьбе.

Урок 5. Гипнотические феномены

Давайте перейдём к следующим инструментам, которые вы можете использовать. Это гипнотические феномены — каталепсия и левитация руки.

Каталепсия означает неподвижность части вашего тела и её нахождения в состоянии сбалансированного мышечного тонуса. Пример: вам позвонили, вы разговариваете, но вас отвлекли, а рука осталась в воздухе, т.к. вы просто забыли про неё. Это спонтанная каталепсия.

Левитация похожа на каталепсию. Но она наоборот связана с движением. Каталепсия легко переходит в левитацию, а левитация — в движение. Движение при левитации немного похоже на сознательное движение, т.е. руку нужно захотеть поднять и сравнить лёгкость одной и второй. Отличие в том, что здесь движение больше подсознательное — лёгкое, тягучее.
Можно поставить цель перед началом упражнения. Вам предстоит поднять руку и найти такое её положение в пространстве, которое является относительно удобным.
Как ваше самочувствие?

Освоение этих упражнений — задача первого этапа обучения. Их изучение поможет научиться стабилизировать состояния и направлять работу над целью или проблемой, также это способствует быстрому входу в нужный уровень транса. Если вы будете часто практиковаться, то со временем, подняв руку в каталепсию на тот уровень, который знаете вы, легко будете входить в транс.

Возможно, вы замечали вокруг себя людей, после разговора с которыми становится легко / легче. Я из таких людей и хочу научить вас тому же, это легко! В речи этого типа людей есть установки на положительные изменения. Своеобразная структурированная внутри аффирмация.

Я не говорю «мне трудно», я говорю «мне нелегко», т.к. это установка на лёгкость. Я не говорю «я болею», а говорю «я ещё не выздоровела»; вместо «я забыла» — «я скоро вспомню» и т.д. Это — ДИАЛОГ. Лечебный диалог снаружи внутрь.

Все мы в течение дня находимся в трансовом состоянии более 40% времени, это время можно использовать для себя. Любой релакс можно использовать для достижения цели или преодолении проблемы. Главное — поставить задачу.

Урок 6. «Дыхание телом»

Часть 2

Урок 7. Упражнение «Матрёшка»

Урок 8. Работа с проблемной ситуацией, схема

Сегодня мы поработаем со схемами решения проблемной ситуации. Часто для работы с проблемной ситуацией необходимо углубление в трансовое состояние, т.е. углубление внутрь себя + самовнушение или метафора.

Разберем эти моменты подробнее.
Начните рассматривать свою проблемную ситуацию. Я не называю это просто словом «проблема», потому что проблема существует в проблемной ситуации, и мы идём к желанной ситуации через счастливое разрешение.

Т.е. есть проблемная ситуация, вы её знаете и осознаёте. Теперь необходимо представить себе желанное решение. И — важный момент — есть место «соединения», оно неизвестно, пусть так будет.

Соединение - это процесс решения, то есть:
  • есть проблемная ситуация
  • есть желанный исход
  • есть «соединение» - то, что по соредине: какие-то решения и действия. И это соединение не известно.

Для проработки ситуации вы пишете сказку (жил был Петя у него была проблема, он пошёл к решению) и примеряете к своей ситуации какую-то метафору / волшебный предмет. - входите в транс


Схема:
1. Постановка цели или озвучивание проблемы: «Я вхожу в транс для того, чтобы...» и здесь — проговорить результат, решение, состояние.

Например, есть фобия — боязнь зубных врачей. Что можно сделать? Осознать страх — боязнь врачей. Формулировка цели в духе «хочу не бояться» не подходит. А вот так будет работать: «Хочу быть уверенным, что доктор справится, и самому быть в спокойном состоянии».

Также в самогипнозе мы можем пользоваться таким механизмом самовнушения. Пример при боязни публичных выступлений: «Когда я выйду на сцену, я зайду в рабочее состояние транса и буду спокойна, уверена, гармонична». Здесь вовсе не обязательно знать, как вы это сделаете. И то же самое с зубными врачами. Трансовое состояние — это состояние покоя и уверенности.

2. Дальше — вход в транс.
Фиксация внутреннего внимания на себе, на ощущениях в теле или на звуках. Мы изучили поход в хорошее место и место силы, поэтому так же в место силы с помощью воображения ставите кресло и просто садитесь, закрыв в воображении глаза. Дальше вы можете отправиться свободно блуждать или в конкретное место, созданное вами.

3. Вы можете в процессе запустить каталепсию или левитацию, тем самым углубляя состояние и давая задание: пока моя рука поднимается / опускается, подсознание ищет и находит пути решения ситуации / ресурсы.

Если у вас ограничено время, можно заводить будильник или давать установку: «Я вхожу в транс на 10 минут для того, чтобы...».

Урок 9. Сигналинг (общение с бессознательным)

Вы уже изучили идеомоторные механизмы и узнали, что с помощью идеомоторных пальцевых движений можно общаться со своим бессознательным. Давайте уделим время практике.

Нужно сесть, положить руки на колени, назначить руки / пальцы «ДА» и «НЕТ», войти в транс (любым комфортным способом) и сказать про себя: «Когда моё бессознательное будет готово вступить со мной в контакт, палец «ДА» поднимется». И ждать.

Не торопитесь, через некоторое время рука / палец, который вы обозначили как «ДА» поднимется. Он может подняться совсем чуть-чуть или просто начать подрагивать — это нормально. Не нужно поднимать палец осознанно, важно подождать, чтобы он поднялся сам по себе. Когда пальцы дадут о себе знать, начните задавать вопросы.


Вот пример:
  • Та проблема, которая у меня есть, связана с каким-то событием в прошлом?

И ждёте. Вы не знаете заранее, какой палец поднимется. Или другой вопрос, который можно развить:
  • Это было до 20 лет?
  • До 8 лет?
  • Это было эмоциональное насилие?
  • В школе?
  • Это сделал кто-то из учителей?
Дальше при желании вы можете перебирать все уточнения, какие захочется.

Урок 10. Упражнение «Бункер, мудрец»

Часть 3

Урок 11. Что вы ищете? Формирование цели

Я задам вам такой вопрос: что вы ищете?

Жизнь — постоянный поиск, отчаянный поиск, безнадежный поиск. Поиск чего-то, о чем человек сам не знает. И есть определенное состояние ума, в котором что бы ты ни получил, это не даст тебе удовольствия, и вот ты ищешь снова. Этот поиск не позволяет человеку быть «здесь и сейчас», потому что он всегда ведёт куда-то ещё.

Поиск — это проекция, желание, идея о том, что где-то в другом месте есть то, что нужно. Это «что-то» существует в другом месте, но не там, где ты находишься.


Хочу рассказать вам притчу о суфийской женщине-мистике — Рабие аль-Адави:

Однажды вечером люди увидели, что женщина сидит на дороге и что-то ищет. Она была старухой с слабыми глазами и с трудом видела. Её соседи пришли на помощь, спросили, что она ищет. «Этот вопрос к делу не относится», — сказала Рабия — «Я ищу. Если можете, помогите мне».

Они засмеялись и сказали: «Рабия, не сошла ли ты с ума? Ты говоришь, что этот вопрос к делу не относится, но как же мы можем помочь, если не знаем, что ты ищешь?»
Рабия ответила: «Ладно, только чтобы удовлетворить ваше любопытство: я ищу иголку, я потеряла иголку».

Они стали ей помогать, но тут же осознали, что дорога очень большая, а иголка маленькая. И они попросили Рабию: «Пожалуйста, скажи нам, где ты её потеряла? Назови точное место, иначе это очень трудно. Дорога большая, и мы можем продолжать искать её вечность».

«Снова вы задаете не относящийся к делу вопрос. Какое это имеет отношение к моему поиску?» — молвила Рабия. Они остановились и сказали: «Ты несомненно сошла с ума!»

«Ладно, — сказала Рабия, — только чтобы удовлетворить ваше любопытство: я потеряла её в доме». И они спросили: «Почему же тогда ты ищешь её здесь?»
И Рабия ответила: «Потому что здесь светло, а внутри нет никакого света».

Такая вот притча о поиске. Конечно, самогипноз и все восточные практики как раз о внутреннем поиске там, где темно. Но мы же должны помочь себе, не правда ли?

_________



Вы слышали о книге «И цзин», Книге Перемен?
Это древняя книга, неизвестно, кто и когда её написал. По китайской легенде, давным-давно к людям приплыла огромная черепаха, на панцире которой были начертаны таинственные символы, состоящие из шести линий. Эти символы (гексаграммы) описывают перемены, то есть динамику процессов. А ещё гексаграммы подсказывают, как благоприятно действовать в той или иной ситуации. Говорят, что в древние времена людям не нужно было читать эту книгу, потому что они сами чувствовали, чему благоприятен текущий момент. У них были такие способности.

Эти способности не что иное, как чувствование себя в том поле, в котором вы пребываете. Это интуиция и внутреннее видение. Мы можем развивать у себя эти способности, что мы и делаем в том числе на курсе.

Важно оттачивать чувствование себя, ведь паралельно этому вы оттачиваете свой ум, чтобы он становился острым, ясным.

У нас в подсознании — большой накопленный опыт, опыт того, что мы когда-то видели и слышали. И, конечно, есть субстанция, которая нас окружает — энергия. Также есть разные виды энергии: доказанная и недоказанная. С помощью передачи энергии мы можем без слов делиться информацией и считывать её. Что внутри нас отвечает за этот процесс? Сейчас разберём на практике.

Урок 12. Упражнение «Внутренний учитель, духовный наставник»

Урок 13. Регрессия — теория и техники. Упражнение

Хочу сказать, что свою работу психолога я начинала с работы с детьми. Вообще я придерживаюсь мнения, что не существует детской или взрослой психологии. Это разные уровни, адаптированный подход и, я бы сказала, более ясный стиль общения. Если ты ребенку смог что-то доходчиво объяснить, выстроить стратегию объяснения, то для взрослой головы труда составляет не меньше.

Детство — это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе (с)


Мы оттуда. Там — наше начало, наши модели радости и горя, наши первые взлёты и падения. Там мы бывали очень счастливы и наоборот. Мы все оттуда ушли? Или там остались? Наш внутренний ребёнок всегда с нами.

Во всех видах гипноза — классического, эриксоновского и самогипноза — большое внимание уделяют возрастной регрессии. Сама регрессия подразумевает, что человек будто бы возвращается в конкретный момент времени — счастливый или не очень.

Но давайте подумаем, как он это делает? Конечно же, с помощью памяти. В трансовом состоянии возможно образами вспомнить чуть больше, а ещё можно вносить изменения в воспоминания. Наша жизнь состоит из паттернов. Есть положительные, а есть замораживающие.

Но что еще интересного может принести психика из детства, так это ложные воспоминания: когда ребёнку что-то приснилось или он представил себе и сильно поверил — для взрослого состояния это воспоминание считается правдивым.


Есть очень понятная книга по этому поводу — «Свидетель защиты», рекомендую к прочтению.
Так вот, многие техники гипноза и НЛП работают над внесением изменения в воспоминание. Вот несколько из них:

1. Классическая техника НЛП — представить какой-то момент вашей жизни в виде фотографии перед глазами. И перемещать её назад, заменяя необходимым образом; или разукрашивать, привнося нужные изменения. В самостоятельной работе может потребоваться много практики. Метод работает эффективно, если делать регулярно.

2. Ещё один классический метод — встреча со своим ребёнком в бункере или в волшебном месте. Там вы ведёте диалог, спрашиваете, что необходимо, помогаете ему всеми силами, заботитесь: смысл — стать своему внутреннему ребёнку тем родителем, которого вы всегда хотели иметь.

3. Техника, которая меня лечит — многоуровневое погружение, но на каждом уровне и я-взрослый и я-ребёнок (смотрю на это со стороны) принимаю лекарство или от доктора / мудреца в бункере или ещё где-то. Много уровней могут напомнить фильм «Начало». И это правда, у психики много уровней. Это значит, что я погружаюсь в бункер-1, пью там лекарство, там же ставлю кресло и закрываю глаза; иду в бункер-2, там повторяю последовательность. Я доходила до 3-4 бункеров во времени коронавируса, когда у меня был прямой контакт с заболевшими без защиты. Я создала себе иммунитет. К этому можно относится как угодно, но это работает независимо от того, как мы к этому относимся.

4. Техника «поезд» или «часы» (или любое транспортное средство в вашем воображении, которое доставит в конкретное место по вашему запросу, либо без конкретного места). Например, вы работаете с проблемной ситуацией или говорите, что входите в транс для того, чтобы найти источник проблемы и изменить его. И вот вы мысленно представляете себе поезд, садитесь в него и едете. В пути можно считать, можно проходить вниманием по телу и в какой-то момент выйти из поезда, чтобы посмотреть, где вы. Есть бонус: т.к. мы идём туда через подсознание, значит, можно внести изменения подобно режиссёрам. Вспоминаем, как на нас повлияла ситуация, в которой мы себя обнаружили, и осознаём, как нам на самом деле хотелось, или что могло произойти. Делаем так, что кто-то приходит и помогает нам, или иначе реагируем. Меняем сюжет. Режиссируем собственный фильм.

Но моё любимое — это возрастная регрессия в будущее. Вариантов масса, расскажу о тех, которыми пользуюсь сама и с клиентами, и с собой наедине.

1. Когда передо мной стоит выбор, я иду в транс по счёту и представляю перед собой 2 пути / 2 двери, начинаю продвигаться сначала по одной траектории, представляя, что будет через год-3-5. Потом возвращаюсь и аналогично передвигаюсь по другой. Обязательно смотрю, нет ли ещё какого пути.
2. Иду за поддержкой себя из будущего: просто сажусь на поезд в будущее и отправлюсь в мечту. По сути это эдакая доска желаний в голове.
3. Встречаюсь с собой из будущего, с собой настоящей и собой-ребёнком: и мы советуемся. Ещё, конечно, я могу позвать учителей, род, друзей — в итоге любым составом мы сидим за круглым столом и думаем все вместе над моим вопросом.

Урок 14. Субъективное искажение времени

Периодически я говорю, что внутреннее время во время практик меняется. Это один из моих любимых гипнотических феноменов, которые мы можем усиливать в трансе, чтобы давать себе больше внутреннего времени для работы, поиска или отдыха.

Восприятие времени субъективно. В дни обучения время для вас может течь иначе, чем для других. В повседневной жизни примеры тоже сплошь и рядом: бывает скучная лекция, беседа или фильм тянутся бесконечно долго, а бывает наоборот. Все мы помним, как в детстве ждали праздников, время тянулось, а потом праздник наступал, и время шло быстро.

Мы можем это использовать в своих целях.

Во-первых, в трансе, когда на практику мало времени — иногда пять минут. Тут можно сказать, что во внешнем времени пройдет пять минут, а во внутреннем есть всё необходимое время, чтобы решить задачу, отдохнуть и т.д.

Во-вторых, это можно использовать для сна. Если у вас мало времени для отдыха, а восстановиться необходимо, вы можете поставить себе конкретную установку, что в эти эти 2-3 часа во внутреннем времени пройдет 6-8 часов полноценного здорового сна. В сон входите через транс или каталепсию.
Можно использовать для всего — для лекций, работы, отдыха.

Урок 15. Упражнение «Внутренний компас»